ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБПОУ "Воробьёвы горы"
Фото В. А. Константинов. Двор между 5-м и 6-м корпусами Дворца пионеров
Осень 2016

Новости ансамбля "Купавушка" на сайте "Система организации деятельности ЦХО МГДД(Ю)Т":



Звукозаписи и видеоролики выступлений ансамбля "Купавушка" см. по ссылке

Флэш-фотоальбом экспедиции ансамбля

Фотоальбомы ансамбля: •Выступления •Экспедиции• Репетиции

Архив новостей "Купавушки"

Из образовательной программы ансамбля народной песни "Купавушка":

Данная образовательная программа представляется актуальной, так как социальные преобразования в нашей стране, процессы растущей урбанизации, технический прогресс, изменили уклад жизни, разрушили традиции народа, преемственности поколений.

Сегодня средствами массовой информации насаждается низкопробная отечественная песенная и чужая праздничная культура (праздники «Хэлуин», «Святого Валентина», «Патрика» и др.), что негативно отражается на кругозоре подрастающего поколения в области празднично-песенной культуры России. Часто исполняются со сцены образцы народной культуры, без учета той среды, в которой они бытовали ранее (свадебные, вечёрочные, календарные песни и т.д.). Некоторые игры и народные песни, имеющие много куплетов и вариантов, исполнялись в быту в замкнутом кругу или в определенном месте, обряде. Актуальность данной программы состоит в том, что сценическое воплощение дает возможность сохранять народные традиции, делать обработку того или иного фольклорного материала, учитывая законы сцены. При этом не скатываться до уровня субкультуры, для которой характерна имитация, набор случайных символов и стереотипов, рассчитанных на внешний эффект, что подменяет исконную народную культуру и тем самым ставит под угрозу нравственное здоровье подрастающего поколения.

Комплексная модульная программа предлагает создать эффективную целенаправленную систему вхождения юного человека в мир народной культуры.

Программа включает в себя 3 модуля:

· «Народное пение и основы народной культуры»,

· «Хореография»,

· «Сценическая речь».

Программа составлена таким образом, чтобы познакомить детей с разными видами деятельности в области народной культуры:

- исполнение народных песен;

- основы хореографии и бытовой танец;

- характерность и диалектность народной речи.

Помочь детям развить актерские способности.

Раскрыть в каждом обучающемся исполнительские возможности присущие

только ему, в том или ином виде деятельности (один сможет красиво исполнить

песню, другой сольную хореографическую партию, или стать главным

действующим лицом в инсценировке и т.д.).

Модули программы составлены во взаимосвязи с основным образовательным модулем - «Народное пение и основы народной культуры».

Отличительные особенности программы

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что в учебном процессе используется форма обучения по ступеням, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей, могут быть зачислены или переведены на любую ступень обучения.

Отличительной особенностью от образовательных программ, действующих в настоящее время в системе дополнительного образования: «Веретенца» Е.А. Краснопевцевой; «Терема» Е.В. Нечаевой, А.А. Третьяковой; «Горенки» М.В. Хазовой; «Оберега» Е.Г. Борониной; «Раёк» И.В. Новичковой, Н.И. Кубышиной, «Купаленка» И.И. Осиповой, И.А. Артемовой, И.Д. Красуцкой и Н.И. Сметаниной является направленность программы ансамбля на сценическое воплощение фольклорного материала и поэтому предлагается изучение таких предметов как сценическая речь (актерская игра), народное пение, хореография и др).

Обучающиеся смогут не только стать исполнителями народной песни (в ансамбле и сольно), но и продемонстрировать актерские навыки в качестве народного сказителя, или актера, участвуя в небольших спектаклях, основанных на фольклорном материале. На занятиях по хореографии научатся исполнять несложные хороводные рисунки, отдельные элементы народной хореографии, дробные перестукивания и дробушки или более сложные варианты в виде сольного исполнения с учетом особенностей народного творчества разных регионов России.

Очень близкие программы: «Купаленка» (фольклор) – авторы И.И. Осипова, И.А. Артемова, И.Д. Красуцкая, Н.И. Сметанина Центра Детского Творчества «Южнопортовый » и программа «Народная культура» - автор И.Ю. Казакова педагога дополнительного образования ЦТДиЮ г. Ивантеевка МО.

В первой программе изучение народной культуры реализуется в условиях сотрудничества с коллективами музеев русского деревенского быта и сказок народов мира и имеет цикличную взаимосвязь с праздниками народного календаря; а во втором случае программа ориентирована на игровую деятельность и тесную взаимосвязь с занятиями декоративно-прикладного творчества.

Цель программы: развитие творческой личности, способной к самореализации в разных направлениях музыкального фольклора, устного народного творчества, формирование ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».

Задачи программы:

1. Обучающие:

- дать необходимые знания в области традиционной народной культуры,

народного пения, хореографии, сценической речи, актерского мастерства;

- сформировать практические умения и навыки сольного и

ансамблевого исполнения песен; сценической речи, основ игровой,

парно- бытовой и народно-сценической хореографии;

- обучить технологии подготовки сценарных планов, приемам работы с

текстами театрализованных и концертных программ

- ознакомить с технологией учебно-исследовательской

деятельности в области изучения народной культуры.

2. Развивающие:

- развить кругозор и интерес к народной культуре;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- развить индивидуальные певческие и артистические способности,

музыкальный слух и память, чувство ритма, пластику движения;

-

3. Воспитательные:

- формирование нравственных принципов, патриотических чувств;

- пробудить интерес к самостоятельной работе по поиску интересного материала

в области народной культуры;

- воспитание активной жизненной позиции, формирование навыков участия в

жизни коллектива, проявления своих лучших качеств.

Срок реализации программы - 5 лет.

Формы и режим занятий:

В ансамбль принимаются дети в возрасте от 6 - 8 лет, без прохождения конкурсного отбора.

Дети 9 - 18 лет могут быть сразу зачислены на 2 или 3 ступень обучения после предварительного собеседования с педагогами ансамбля и пройдя тестирование по предметным модулям. Также предусматривается преждевременный переход ребенка из одной ступени в другую при быстром усваивании изучаемого материала по предметным модулям или наоборот возможна задержка в переводе обучающегося на следующую ступень при неусвоении знаний по предметным модулям в силу частых пропусков, болезни или других причин.

Группы 2 и 3 ступени обучения формируются по разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности того или иного ребенка к восприятию сложности изучаемого материала.

В общих выступлениях ансамбля принимают посильное участие все обучающиеся ансамбля.

Освоение полного курса предметного содержания программы осуществляется путем прохождения 3 ступеней обучения:

1 ступень (1 год обучения)начальная:

- знакомство с малыми формами фольклора;

-устранение недостатков: певческих, дикционных, ритмического и

музыкального слуха;

- постепенное вхождение в мир народной культуры (экскурсии в музеи и на

выставки, посещение концертов, беседы и др.)

2 ступень (2 и 3 год обучения) - развивающая:

- постановка голоса в народной манере исполнения;

- сценическая речь и актерское мастерство;

- соединение вокала с движением, шумовым музыцированием;

- знакомство с законами сцены и постановка танцевально-хореографических

номеров;

- участие в постановке инсценировок обрядов и небольших театрализованных

представлений на основе фольклорного материала;

- работа с фольклорным материалом различных экспедиций, записаном на

пленках;

- знакомство с диалектными особенностями русского фольклора.

3 ступень (4 и 5 год обучения)творческая:

- сольное исполнение народных песен с хореографическим дополнением;

- сольное художественное исполнение отрывков из сказок, былин и народных

рассказов с сохранением диалектных и характерных особенностей текста;

- ансамблевое исполнение песен с развитой полифонической основой,

- участие в театрализованных спектаклях этнографической тематики.

Одна из важных форм обучения выезд в фольклорные экспедиции, изучение народных музыкальных традиций разных регионов России и народов, населяющих ее, участие в учебно-исследовательской деятельности; участие в программах художественно-эстетической направленности Студии, Центра, Дворца, в мероприятиях программы «Празднично-игровая культура».

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Так как деятельность ансамбля направлена на сценическое воплощение фольклора, одним из ожидаемых результатов предполагается сформировать готовность ребенка к выступлению на сцене в составе ансамбля и сольно. На таких выступлениях проверяется качество усвоенных умений и навыков, полученных на занятиях по образовательным модулям, а также результативность взаимосвязи различных видов творческой деятельности в сценическом воплощении фольклорного материала (сценическая речь, актерская игра, вокал, хореография, музыцирование на шумовых и народных инструментах и др.).

Знания основ обрядовой и празднично- игровой культуры русского народа проверяются в форме разработанных игровых викторин, которые могут проводиться на праздниках, проводимых в ансамбле или в конце года на итоговых занятиях.

Ожидаемым результатом предполагается развитие личностных качеств ребенка как в коллективе так и вне его – умение дружить, общаться со сверстниками и с детьми младше или старше себя, сопереживать за коллективный результат и др.

Система диагностики результативности прохождения программы

складывается из образовательных критериев:

1. результативность прохождения каждого модуля образовательного комплекса (указываются в каждом модуле отдельно);

2. качество совместного творческого продукта (выступление на концертах, конференциях, на массовых культурно-досуговых мероприятиях и т.д.)