ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБПОУ "Воробьёвы горы"
Фото В. А. Константинов. Двор между 5-м и 6-м корпусами Дворца пионеров
Осень 2016
Образовательный процесс в студии декоративно-прикладного творчества Центра художественного образования МГДД(Ю)Т развивается на основе программы «Наша Земля – наше наследие», определяющей методологию организации деятельности художественно-эстетической направленности Дворца, взаимосвязь программ данной направленности с организационно-технологическими программами МГДД(Ю)Т (прежде всего это «Развитие одаренности», «Каникулы», «Социум и дети» и «Праздники детства»).

Эта программа определяет и понятие базового минимума дополнительного художественного образования во Дворце.

Среди прочего, в понятие образовательного минимума включены две составляющих, имеющие непосредственное отношение к предлагаемому сборнику.

Во-первых, это патриотическая ориентация учебно-воспитательного материала образовательных программ и проектов, а также их историко-культурологическая насыщенность.

Во-вторых, предоставление детям и подросткам возможности  участия в учебной проектно-исследовательской (учебно-продуктивной) деятельности.

Оба этих образовательных приоритета являются основополагающими для студии декоративно-прикладного тв-ва ЦХО МГДД(Ю)Т и отражаются как в сложившейся организационно-технологической технологии, которую мы условно называем технологией «темы года», так и в особенностях реализуемых в студии образовательных программ.

Образовательные программы СДПТ не могут считаться программами учебно-исследовательской деятельности в том понимании, которое вот уже нескольно лет складывается у создателей организационно-технологической программы МГДД(Ю)Т «Развитие одаренности» (в большей степени ориентированной на естественнонаучную и техническую образовательные направленности и теоретические гуманитарные дисциплины). Во многом эти различия определяются теми образовательными результатами и продуктами творческой деятельности детей, которые рассматриваются в программах декоративно-прикладного творчества.

Занимаясь художественным творчеством и узнавая родную страну через народное искусство, не все дети бывают нацелены исключительно на исследовательский результат, для многих – уже само выполненное собственными руками произведение, близкое народным традициям, может считаться вполне достаточным результатом прохождения программы.

В то же время и программы художественно-эстетической направленности имеют непосредственное отношение к технологии проектно-исследовательской деятельности и организационному проектированию в пространстве программы «Развитие одаренности».

Все направления ДПТ, собранные в студии (художественная вышивка, кружевоплетение, художественное вязание, кулинария и культура быта, роспись по дереву, бисероплетение, роспись на ткани, ручное ткачество), объединяются общим алгоритмом работы в течение всего года: мы выбираем тот район России, который становится основным источником краеведческих и культурологических материалов в этом году, проектируем экспедицию в каникулярное время, готовимся к проведению конференции с привлечением специалистов по программе «Развитие одаренности».

Программы предусматривают подробное изучение детьми литературного материала: работа в Библиотеке Музея декоративно-прикладного и народного искусства (Библиотека НИИ художественной промышленности, где собран богатейший материал по народному искусству - результаты экспедиций по различным регионам России); Историческая библиотека, Библиотека искусств, Театральная библиотека; фонды Музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Важным элементом проектной работы является и демонстрация своего проекта перед зрителями. Дети осваивают приемы новых информационных технологий, некоторые изготавливают презентацию в формате  Power Point, некоторые пополняют данными методически продуманные веб-узлы своих проектов, а затем пользуются ими при демонстрации.

Но все-таки самое главное -  это само изделие декоративно-прикладного творчества, которое под влиянием изученного во Дворце, в экспедиции, в библиотеке и за компьютером появляется перед зрителем.

Обучающиеся в СДПТ ЦХО – это в первую очередь художники, любящие и узнающие культуру русского народа.

Перед посетителями выставок декоративно-прикладного творчества и участниками городских конференций предстают произведения, всегда ценные уже потому, что дети стараются сделать их оригинальными, современными и в то же время в наибольшей степени отражающими то, что показалось им интересным в народных, порой очень древних традициях.

Тема года студии в 2006-2008 годах была «Искусство народов Русского Севера».

Богат Русский Север народными художественными промыслами: это и роспись и резьба по дереву, глиняная игрушка, кружевоплетение, вышивка, ткачество, узорное вязание, резьба и роспись по бересте, резьба по кости и др.

Студией в рамках программы «Каникулы» были запланированы и осуществлены экспедиции: Архангельская обл. (Архангельск, Холмогоры, Каргополь (2006г.); Вологодская область (Вологда, Великий Устюг, Сольвычегодск, Тотьма (2007г.); Кировская область (Киров, Советск, Дымка, Великорецкое, 2007г.); Кольский полуостров (Ловозеро, 2008г.).

Проекты экспедиций были схожи и включали в себя следующие составляющие:

·        знакомство с историей края;

·        знакомство с историко-архитектурными памятниками;

·        сбор материала по народному орнаменту и народному костюму (зарисовки,фото);

·        зарисовки архитектурных и природных мотивов;

·        непосредственное     знакомство     с     промыслами     на     художественных

предприятиях;

·        встречи с мастерами, художниками.

 

В сборнике представлены проектно-исследовательские и реферативные работы, показанные на конференции в 2008 г. по теме: «Искусство народов Русского Севера» и «Москве - 860».


Заведующая студией декоративно-прикладного тв-ва ЦХО МГДД(Ю)Т  Скворцова И.Н.

Заведующий методическим кабинетом ЦХО Лебедь Н.Н.


 

Масленникова  Ксения. «Мезенская роспись. Древнеславянские   символы»,  руководитель – Богданова Н.Г.

 

«В Москве калачи – как огонь горячи»(Московский калач, как яркое явление ушедшего времени),Исполнители: Шаталова Ксения, Горбанёв Егор, руководитель – Шамардина Т.Б.

 

Барладян Юлия, Петровская  Ольга, Аверина Евгения  «История русского сарафана»(использование  новых художественных приёмов в творческих работах на основе  сарафанного комплекса  традиционного женского костюма)руководитель – Иванова Е.А.

 

«УЗОРЧАТАЯ СКАЗКА» (Московские изразцы) Исполнитель -Андрейко Лиза , руководитель – Браславская Д.И.

 

«Использование ромбического орнамента Архангельской области в современном трикотаже»  Руководитель: Муранова Н.Н.  Авторы: Алёшина Юлия, Базильян Маргарита, Белоусова Ирина

 

"Талашкинские узоры" Руководитель Иванова Е.А., Авторы: Петровская Оля, Барладян Юля