ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБПОУ "Воробьёвы горы"
Фото В. А. Константинов. Двор между 5-м и 6-м корпусами Дворца пионеров
Осень 2016
Программа « Керамика» разработана в соответствии с комплексной образовательной программой центра художественного образования «Наша земля - наше наследие» и имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы заключается в том, что в современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Исходя из этого, осознание необходимости сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства следует передавать молодому подрастающему поколению, «дабы не прерывалась связь времен», так как владение и понимание языка искусства приводит к более глубокому пониманию красоты окружающего мира, воспитывает грамотного зрителя, приобщает к духовным ценностям, формирует мировоззрение. Керамика - древнее искусство. На протяжении всей истории она неразрывно была связана с бытом человека, выражала его эстетические вкусы, его мировоззрение. Религиозная, ритуальная, бытовая скульптура малых форм Древнего Египта, античной Греции и Рима, мелкая пластика скифов, славянских племён и затем Древней Руси - всё это примеры реальной необходимости такого вида искусства, украшавшего жилище. Особо выдающимся является керамическое искусство древней Руси. Богатство, живописность, многоцветие керамики украшали стены, карнизы, окна и многие архитектурные детали. Стоит вспомнить зодчество и изразцовые декоры Москвы XVII века, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Иосифо-Волоколамский монастырь, Ярославль с его великолепным убранством храмов. Пластические искусства с архитектурой связаны очень тесно, несли в себе вкусы и умонастроения своего времени. Все большие стили эпох отразились в керамике. В эпоху классицизма керамика служила декором бытовых предметов - торшеров, подсвечников, различных ваз. Экзотические дикие звери, домашние животные нередко изображались и в керамике, и в интерьерной скульптуре. Изделия из керамики существуют и как самостоятельные произведения. Стоит вспомнить народную игрушку из различных областей страны. Традиция идет с древнейших времен и до наших дней: Хлуднево (Калужская обл.), Каргополь(Архангельская обл.), Вятская или Дымковская игрушка (Кировская обл.), промысловые традиции Гжели, Скопина. Все вышесказанное говорит о многослойности нашей истории и культуры, оставившей нам большое духовное богатство и много замечательных имен художников малых форм. Современное искусство керамики стремится не только к декоративной красочности, но, как всякое большое искусство, опираясь на богатейшие реалистические традиции изучения человека и всевозможных форм жизни, отражает противоречивую сложность времени, дух человека, его сознание и мышление. Искусство керамики становится порой иносказательным, напряженно интеллектуальным, заставляющим думать. Таковы работы современных художников-керамистов: заслуженных мастеров А.М.Белашова, В.А.Малолеткова, Н.В.Давыдовой и многих других..
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в оптимальном и сбалансированном отборе содержания в соответствии с возрастом обучающихся и их творческими возможностями, в методике обучения, применении эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития детей, в системе контроля за результативностью учебного процесса. .При ознакомлении с подобными программами других авторов, такими как «Керамика народов мира» А. Ю. Лепинга - педагога Центра развития творчества детей и юношества «Планета», «Керамика малых форм» Е.Н. Левченко филиала МГДД(Ю)Т, можно отметить не полное соответствие структуры программ современным требованиям, а также недостаточно подробно представлены разделы «методическое обеспечение», формы и методы занятий, хотя в каждой из этих программ есть разделы и темы, вошедшие и в данную программу. Отличительной особенностью данной программы является то, что часто сложно отделить теоретическую часть от практической, поэтому в разделе «Содержание» не в каждой теме расписана «Практическая часть». Новизна программы заключается в актуализации методики составления групповой композиции керамических изделий. Тематика композиций учитывает интересы и настрой детей. Такой подход создает атмосферу сотрудничества и сотворчества педагога и обучающихся. Для решения воспитательных и развивающих задач в программе используются игровые методики. В совокупности все приведенные подходы создают эвристический фон для развития творческого мышления ребенка, для совершения его собственных открытий в мире искусства, и, в частности, в искусстве керамики.
Л.Ф.Шалина