ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБПОУ "Воробьёвы горы"
Фото В. А. Константинов. Двор между 5-м и 6-м корпусами Дворца пионеров
Осень 2016
Главная » Статьи » Статьи методического кабинета ЦХО МГДД(Ю)Т

БЛОГОСФЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ДВОРЦЕ ТВОРЧЕСТВА
БЛОГОСФЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ДВОРЦЕ ТВОРЧЕСТВА
Николай Николаевич Лебедь, заведующий методическим кабинетом
Центра художественного образования МГДД(Ю)Т


Недавно завершился Открытый молодёжный театральный фестиваль
«В добрый час!», который собрал в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества детские театральные коллективы из разных образовательных учреждений Москвы и других регионов России.

Жюри, состоящее из профессионалов театрального искусства и театральной педагогики, беспристрастно и строго оценивало представленные на конкурс в рамках фестиваля работы, проводились мастер-классы, встречи со специалистами и деятелями театра.

Фестиваль прошёл, лауреаты получили дипломы, среди них был и диплом «За наибольший общественный резонанс спектакля в интернет-пространстве фестиваля», а на сайтах центра художественного образования, как и в прошлые годы, остались его материалы: обсуждения спектаклей (некоторые из них получили более 50-ти отзывов от зрителей), видеоролики встреч, фотоальбомы, собравшие, кроме репортажных съёмок, еще и настоящие произведения фотоискусства, выполненные профессионалами, статьи участников и гостей фестиваля.

Это только один из примеров работы информационно-методической виртуальной сети.

Пример, связанный с обеспечением социокультурного проекта центра.
По мере возможностей каждый проект художественного образования в МГДД(Ю)Т обеспечивавается интернет-сопровождением.
Так, например, организуется работа по созданию программно-методического комплекса Театра моды «Василиса» - сразу создается сайт театра, который наполняется не только новостями и обсуждениями событий из жизни этого творческого коллектива, но и фотоальбомами коллекций, видеороликами выступлений, статьями педагогов и воспитанников театра моды.
Разрабатывается программа сотрудничества с факультетом искусств МГУ – появляется информационный ресурс, призванный освещать ход этого сотрудничества.

Это же относится и собственно к методическим проектам.

Так, в этом учебном году, совместно с городским программно-методическим центром, проводились семинары методического объединения по дополнительному художественному образованию.
Раз в месяц во Дворец съезжались педагоги из учреждений дополнительного образования Москвы, обсуждали различные аспекты развития детского художественного творчества и организации работы системы художественного образования. Материалы всех семинаров – на сайте и открыты для изучения, анализа, комментирования.

Интерактивность, дискуссионность, технологичность – важнейшие составляющие сложившейся в центре художественного образования открытой методической системы.

В этом, пожалуй, мы отличаемся от многих столичных образовательных учреждений.

В
аналитической записке, размещенной на портале Департамента образования Москвы, отмечалось, что к нынешнему моменту в столичном образовании проявляются такие негативные черты, как изолированность от федерального образовательного пространства, повышенная ресурсоёмкость при среднестатистической эффективности, непрозрачность и т.д.

В самом деле, если мы проанализируем работу различных федеральных электронных образовательных ресурсов, то мало где обнаружим активное участие именно московских педагогов – создаётся обманчивое впечатление, что в Москве значительно хуже обстоит дело с техническим обеспечением образовательного процесса, с квалификацией педагогических и управленческих кадров.

 
блогосфераЦентр художественного образования в этом смысле выгодно отличается от своих коллег. В нем создана целая сеть взаимосвязанных ресурсов (сайт фестиваля «Юные таланты Московии» www.moskoviafest.ru, сайт Центра www.art-edu.ru и методического кабинета www.metodkabinet.art-edu.ru связаны сценариями – т.е. автоматически размещаются новости с ряда ресурсов на другом ресурсе -  с официальным сайтом Дворца www.mgdvorec.ru - затратная часть при работе сведена к минимуму).

Активно используются возможности бесплатных социальных сетей (группы по профилям  на порталах «В Контакте», «Фейсбук», «Твиттер» и мн.др.) и общественного интернет-проектирования (например, сайт театра юных москвичей создан выпускником ТЮМа и представляет собой систему виртуальных кабинетов педагогов и студийцев).


Сайт центра
www.art-edu.ru принял в этом году участие во всероссийском  интернет-фестивале образовательных сайтов (организатор Томский государственный педагогический университет) и получил на конкурсе 3-е место - и это несомненно достижение, учитывая то, что в подобном мероприятии мы выступаем впервые.

Но очень многое еще предстоит сделать. И в первую очередь в сфере подготовки наших специалистов.

Живя на рубеже двух эпох – эпохи печатного слова, направленного от автора к читателю, и эпохи интерактивных коммуникационных технологий,  - мы всё еще зачастую мыслим по старинке,  теряем время и наши не такие уж и безмерные бюджетные средства на работу с бумажными носителями, передвижения в поисках этих самых носителей (попросту говоря, собираем и множим папки бумажного хлама, который, может быть, уже и на следующий-то день не пригодится) вместо того, чтобы заменить большую часть процедур общением в информационной сети.

диплом за сайтНо не стоит торопить события – постепенно общество начинает понимать все достоинства новых информационных систем, понимают и педагоги, и те, кто управляет образованием в Москве.

Новые информационные системы очень полезны именно в нашем – дополнительном художественном образовании детей. Как иначе сохранить и донести до большего числа зрителей произведения детского творчества? А ведь каждое из них неповторимо и ценно уже хотя бы потому, что выполнено ребенком. Который завтра станет взрослым – и, может быть, именно в своих детских открытиях сможет найти ответы на свои взрослые вопросы.

А как педагогу поделиться своим методическим опытом? Многое в художественном образовании передается через видеоролик, через фотографию, через звукозапись. Всё это есть возможность разместить в блогосфере.
Ну и конечно же, дискуссия, форум, комментирование публикуемых материалов. Без этого не будет проку ни в каких методических рекомендациях, инструкционных письмах и т.д. 
Поэтому-то и методический кабинет центра  художественного образования (а за ним и многие другие кабинеты Дворца) принял виртуальную форму.
 И у каждого педагога появилась возможность собрать на своих электронных страницах ссылки на наиболее важные для него материалы, размещаемые в сети.

Мы действовали, исходя из того, что при наличии глобальных образовательных сетей (таких как, например, Единая Информационная образовательная среда Департамента образования г. Москвы, как различные федеральные образовательные ресурсы) есть необходимость и в своей собственной сети, сети, выстраиваемой на основе наших конкретных сегодняшних потребностей.


 С одной стороны, она открыта всему миру, наша система прозрачна, и каждый может стать её участником, с другой – в ней есть своя специфика, она отвечает на актуальные вопросы именно нашего центра, нашего коллектива.

Подобная сеть для образовательного учреждения (или как в нашем случае, для одной из образовательных направленностей учреждения) – это и афиша, и дискуссионная площадка между педагогами, детьми, родителями, специалистами по тем или иным профилям.  И своего  рода подход к организации мониторинга качества образования, площадка трансляции педагогического опыта, площадка выражения детского творчества и многое другое.


Не случайно целый ряд образовательных технологий нашего центра имеют непосредственный выход в эту сеть. Так, например, проектно-исследовательские технологии, реализуемые многими педагогами (особенно стоит отметить педагога Муранову Н.Н. – её ученики параллельно с декоративно-прикладным искусством на достаточно продвинутом уровне осваивают и веб-мастеринг), включают в себя подготовку и публикацию результатов исследовательского проекта в интернете на сайтах центра художественного образования.


Интересен опыт встреч юных исследователей с учеными, которые находят в сети проекты, связанные с их профессиональной деятельностью.

Иногда школьник, занимаясь декоративно-прикладным творчеством, искусством костюма или исследуя литературное произведение (именно по этим направлениям в центре применяется образовательная технология учебно-исследовательской деятельности), не задумывается о том, что, цитируя то или иное научное издание, он обязательно окажется в интернет-сети в ситуации открытости своего текста, его учебную работу всегда можно просканировать на предмет корректного (или, к сожалению, не «закавыченного», некорректного) плагиата.
Но уже после первого такого опыта начинает об этом задумываться. К тому же иногда происходят встречи с конкретными людьми, учеными, готовыми помочь маленькому исследователю, разъяснить какие-то свои положения и т.д.

Всё это касается и методических работ педагогов. Новая ситуация коммуникации развивает и новые возможности для работы и творчества.


Блогосфера художественного образования в Московском городского Дворце детского (юношеского) творчества – это безграничное пространство открытий, возможностей, идей и памяти, да, да, именно памяти о том, что произощло вчера или сегодня, а будет доступно и завтра, и послезавтра.


Бесценный опыт педагогов Дворца, готовящегося отметить свой 75-летний юбилей, будет передан следующему поколению, работающему с детьми, именно благодаря тому, как сегодня мы сможем развить нашу корпоративную блогосферу, каким содержанием её наполнить.

И не стоит педагогам моего и старшего поколения пенять на недостаточное умение обращаться с компьютером, надо просто учиться. «Уча других, учиться самому…»


Приложение
 
Из Пояснительной записки, переданной Оргкомитету фестиваля образовательных сайтов:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К САЙТУ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГДД(Ю)Т

Центр художественного образования - структурное подразделение Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, координирующее и реализующее художественно-эстетическую направленность дополнительного образования детей в МГДД(Ю)Т, а также в рамках ряда профильных направлений городского фестиваля "Юные таланты Московии".

 В Центре обучается около 2 тысяч детей и подростков от 6-ти до 18 лет и дошкольники - в созданной на базе Центра Школе раннего развития "Пингвин".
Представлен широкий спектр образовательных программ художественного творчества (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, драматический и кукольный театр, театр моды, вокальная студия и ансамбль народной песни, литературное творчество и литературоведение, одна из первых в московском дополнительном образовании - лаборатория кулинарии).
 В Центре действует методический кабинет, психолог, социальный педагог, педагоги-организаторы, проводится методическая и организационная работа на уровне города и в рамках различных межрегиональных и международных проектов.

Эти особенности учреждения и социальный заказ к дополнительному  художественному образованию детей определили и характер данного информационного ресурса. Сайт является основным сайтом информационно-методической сети центра художественного образования, в которую входят также домены metodkabinet.art-edu.ru, tm-vasilisa.art-edu.ru, net.art-edu.ru, crafts.art-edu.ru,  center.art-edu.ru, artzentr.ru, модуль официального сайта МГДД(Ю)Т, посвященный центру художественного образования http://www.mgdvorec.ru/about/structure/artzentr/, и сайты, посвященные непосредственно фестивалю «Юные таланты Московии», а также блоги педагогов и учащихся ЦХО МГДД(Ю)Т.
Все эти сайты администрируются (кроме блогов) заведующим методическим кабинетом ЦХО МГДД(Ю)Т и пополняются материалами от зарегистрировавшихся на сайте – в первую очередь, от педагогов и учащихся центра художественного образования, а также от кураторов 13-ти направлений фестиваля «Юные таланты Московии».

На сайте размещены новости художественного творчества во Дворце на Воробьёвых горах, методические материалы по дополнительному  художественному образованию, официальные документы Департамента образования Москвы, продукты детского творчества по всем видам искусства и в области учебно-исследовательской деятельности, ссылки на образовательные информационные ресурсы, есть возможность для размещения (после модерации) новостей, файлов, статей; для участия в Форумах и обсуждений опубликованных материалов.



ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ САЙТА
•    Создание открытой образовательной системы, в которой могут участвовать педагоги, методисты, управленцы и собственно обучающиеся (и их родители) в системе дополнительного художественного образования в МГДД(Ю)Т. 
•    Развитие эффективной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса.
•    Установление контактов с коллегами по художественному творчеству и художественному образованию.
•    Освещение   основных событий из жизни центра художественного образования, систематизация и хранение методических фондов, создание возможности для их обсуждения; предоставление открытой площадки для продуктов детского и педагогического творчества.

ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЕТ САЙТ НА ДАННОМ ЭТАПЕ
•    Формирование имиджа учреждения и популяризации дополнительного художественного образования детей.
•    Развитие единого образовательного информационного пространства, поддержка процесса повышения ИКТ-квалификации сотрудников и обучающихся.
•    Оперативное предоставления необходимых сведений и информации для учащихся, родителей, потенциальных зрителей, слушателей, участников методических и социокультурных мероприятий ЦХО.
•    Информирование различных категорий пользователей о творческих достижениях, профессиональном и творческом уровне коллектива ЦХО, а также о новостях на курируемых городских конкурсах («Юные таланты Московии», театральный фестиваль «В добрый час!» и мн.др.). 
•    Поддержание творческой инициативы обучающихся в центре, развитие диалога между школой и семьей, родителями и детьми, педагогами и учениками, коллегами из разных учреждений дополнительного художественного образования детей.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САЙТА
Привлечение большего количества пользователей и дальнейшая систематизация имеющихся методических фондов и информационных материалов.
Упорядочение «логистики» информационно-методической сети (пока этот вопрос решается в первую очередь с помощью действующих на сайтах поисковиков)

 
 

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САЙТА
Верхняя часть сайта
Слева: Движущаяся строка с основной новостью сайта (обновляется скриптом из раздела Блог)
Середина: 4 фотографии из модуля «Система организации деятельности центра художественного образования» (обновляются скриптом по количеству комментариев к фотографиям педагогов ЦХО)
Справа: ссылка на регулярно обновляющуюся страницу информационно-методической сети, где собираются ссылки на файлы с разных ресурсов центра и Ссылка на наиболее важную новость Методического кабинета (скрипт из модуля «Методический кабинет»)
Завершает верхнюю часть сайта Таблица с Основным меню (ссылки на страницы студий, модуль Театра моды и Методического кабинета, раздел Театрального фестиваля «В добрый час!», Медиатеку) и Поисковик Яндекса по всей информационно-методической сети ЦХО МГДД(Ю)Т
Меню слева – ссылки на основные разделы:
•  Главная страница
•  Набор в учебные группы и студии ЦХО
•  Фотоальбомы
•  Каталог статей сайта ЦХО МГДД(Ю)Т
•  Каталог файлов сайта ЦХО МГДД(Ю)Т
•  Блог
•  Форум
•  Медиатека ЦХО МГДД(Ю)Т
•  Обратная связь
•  Гостевая книга
•  Образовательные программы...
Дополнительное меню слева – ссылки на разделы данной категории (виды новостей, тематика файлов, тематика статей и т.д.)
Правая часть сайта – Поисковик по сайту от Ucoz , Календарь и Архив Категории, Ссылки на связанные ресурсы информационно-методической сети ЦХО МГДД(Ю)Т, Повторная ссылка на Путеводитель по сайтам и на версию для мобильного.

Как уже отмечалось, создатели информационно-методической сети сталкивались с трудностью при выстраивании «логистики», формировании меню и системы ссылок с одного модуля на другой и с одного сайта сети на другой.
Поэтому на каждой странице студии есть ссылки на новости по данному виду творчества (в том числе и на ресурсах направления фестиваля, куратором которого является данная студия).
Методическая же работа сосредоточена в основном в модуле Методический кабинет. Везде есть возможность вернуться на Главную страницу ЦХО.
В то же время над этим вопросом еще нужно работать.
Категория: Статьи методического кабинета ЦХО МГДД(Ю)Т | Добавил: defaultNick (22.04.2011) | Автор: Лебедь Н. Н. E W
Просмотров: 2145 | Теги: информационно-методическая сеть, блогосфера, методика ДОД | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]