МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "ВЦХТ"
Фото В. А. Константинов. Двор между 5-м и 6-м корпусами Дворца пионеров
Осень 2016
Главная » Статьи » Статьи методического кабинета ЦХО МГДД(Ю)Т

Аналитическая справка по реализации программы "НАША ЗЕМЛЯ - НАШЕ НАСЛЕДИЕ"

Ресурсы, их использование, проблемы

Организационно-методологическая программа развития художественно-эстетической направленности Дворца реализуется коллективом центра художественного образования с 2002 года. За это время удалось привлечь к ней внимание не только педагогов из МГДД(Ю)Т, имеющих отношение к дополнительному художественному образованию детей, но и педагогическое сообщество вне стен нашего учреждения (прежде всего через организацию современного информационно-методического обеспечения в различных формах: проведение семинаров и мастер-классов, печатные и электронные публикации, сотрудничество со СМИ, организация виртуальной информационно-методической сети в Интернете).
Программа центра художественного образования предлагала коллегам из других подразделений (и педагогам художественно-эстетической направленности города, участвующим в методических объединениях ЦХО и сотрудничающим с центром художественного образования в работе над общими социокультурными проектами) следующие наработанные в рамках программы «Наша земля -..» ресурсы:
Организационно-деятельностные:
-    совместное проектирование образовательных мероприятий, в том числе на основе образовательных программ культурно-досуговой деятельности;
-   участие в конференциях учебно-исследовательской и проектной деятельности на базе Центра худ. образования (декоративно-прикладное творчество, литературоведение, лингвистика, искусствоведение, история искусства костюма и др.)
-   участие в совместных мероприятиях фестиваля театральных коллективов «В добрый час!»
-    участие в комплексных экспедициях студии декоративно-прикладного творчества (СДПТ) по теме года;
-    участие в художественных выставках, организуемых Центром;
-    участие в концертах и театрализованных представлениях, проводимых в рамках программы «Наша Земля – наше наследие»-2002-2010;
-   участие в мероприятиях фестиваля «Юные таланты Московии» как  представителей проекта на базе программы «Наша Земля – наше наследие» (с соответствующим организационным, техническим и пр. обеспечением);
Информационно-методические:
- информационный банк данных по образовательным программам всех направлений деятельности Центра художественного образования, сложившаяся система обеспечения различных образовательных технологий художественного образования;
-    участие в мастерклассах, методических семинарах, проектных играх и т.д. по проблематике программы;
-    совместные интернетпроекты;
-    консультации по информационно-техническому обеспечению образовательного процесса;
-     консультации по программно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Психолого-педагогические и социально-педагогические:

- тренинги, консультации и другие мероприятия, проводимые психологом и социальным педагогом ЦХО;
- работа по изучению и соц.-пед. обеспечению детско-взрослого сообщества, объединенного программой «Наша Земля – наше наследие»- 2002-2010.



 В то же время следует отметить недостаточную (на уровне организации образовательного процесса и социокультурной деятельности) вовлеченность педагогов художественно-эстетической направленности из других подразделений МГДД(Ю)Т к системной работе на основе программы «Наша земля – наше наследие». Педагоги Ансамбля им. Локтева, центра культурологического образования, отдела художественно-эстетических программ на базе ДНТТМ, работающие по образовательным программам художественно-эстетической направленности, получали информацию об организационно-методологической программе, имели возможность использовать её ресурсы, но не всегда это было в достаточной мере системно, не всегда вписывалось в сложившиеся в этих отделах организационно-деятельностные структуры.
Создаваемая сейчас новая программа должна, в частности, способствовать решению этой проблемы.
Это возможно будет сделать, в первую очередь, через решение актуальных для всех художественных коллектив задач.
И основная из них – выстраивание действенной технологичной системы воспитания средствами художественного образования.
Новая редакция программы, нацеленной на решение этой задачи, может объединить педагогов из разных подразделений Дворца и заинтересовать художественные коллективы города.
Важными организационно-деятельностными ресурсами при этом могут выступить:
•    фестивали «Юные таланты Московии», «В добрый час!»,
•    системы организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности,
•    городские проблемные семинары и мастер-классы, работа методобъединений художественно-эстетической направленности,
•    работа в электронной информационно-методической сети, созданной методическим кабинетом ЦХО.


К 2010 году воспитательная среда художественного образования во Дворце, кроме целого ряда факторов, напрямую не относящихся к результатам программы развития художественно-эстетической направленности, определялась декларируемым в программе «Наша земля – наше наследие» базовым образовательным минимумом.

Образовательные программы и проекты, входящие в данную направленность. Базовый образовательный минимум.

Программа «Наша Земля – наше наследие»-2006-2010 регулирует функционирование образовательного комплекса, в структуре которого представлены:
•    образовательные предметные, комплексные и интегрированные программы художественно-эстетической направленности;
•    образовательные проекты, реализуемые на основе образовательных программ;
•    методическое обеспечение обучения и воспитания, соответствующее базовому минимуму программы «Наша Земля – наше наследие»-2006-010;
•    системы  образовательных технологий, включающие критериальные ряды и механизмы диагностики образовательных результатов в соответствии с базовым образовательным минимумом программы «Наша Земля – наше наследие»-2006-2010.

Предметные области дополнительного художественного образования, входящие в представленный образовательный комплекс:
•    музыка и вокал;

•    хореогафия;
•    драматический и музыкальный театр, театр кукол;
•    изобразительное искусство и художественная фотография;
•    декоративно-прикладное искусство;
•    искусство костюма;
•    искусство кулинарии;
•    литературное творчество и литературоведение, художественное слово.

Говоря об образовательном минимуме программы «Наша Земля-наше наследие»- 2006-2010, мы имеем в виду те прогнозируемые и уже реализовавшиеся в соответствии с программой изменения (новообразования) в менталитете ребенка, которые произойдут (или уже произошли) после включения его в данную организационно-управленческую программу.
 
Менталитет (от позднелат. mentalis — умственный)  мы можем рассматривать как «образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» .
Это определение позволяет представить две взаимосвязанных стороны прогнозируемых изменений. Одна сторона – умственные навыки, вторая – духовные установки.


1.Начнем с духовных установок.
Дети, обучающиеся в учебных группах художественно-эстетической направленности, от педагогов узнают о том, как называется программа развития направленности, к которой во Дворце они проявили интерес и в учебные группы которой пришли заниматься. Название программы рассчитано на определение самими детьми семантики (смысла) именно духовных установок, предлагаемых им педагогами и учреждением в целом.
Проведенное исследование понимания разновозрастными обучающимися в Центре художественного образования того, в чем состоит смысл названия программы, привело к заключению: среди различных смыслов, сформулированных учащимися в семантике названия, большинством были определены: Родина, традиции, культура, патриотизм.
Имели место и другие ответы: экология, ответственность, космос, открытость и т.д.
Характер исследования был таков, что оно само по себе уже может быть рассмотрено как одна из техник, направленных не только на исследование, но и на формирование образовательного минимума: дети открывают для себя значимость понятий, которыми оперирует программа Центра, в котором они занимаются любимым делом.
Вышеприведенные понятия, подчеркнем, определенные самими детьми, составляют 1-ый уровень духовных установок образовательного минимума программы.
Его можно сформулировать следующим образом: российские национальные культурные традиции в выбранном виде художественного творчества.
Каждая возрастная группа детей выбирает тот образовательный материал, который она в состоянии освоить. Образовательный минимум освоения российских национальных традиций определяется возрастными особенностями. Например, применительно к поэтике литературного текста: для младших школьников – это национальные традиции построения произведений устного народного творчества, для старшеклассников – произведений российской классической литературы.
2-ой уровень составлен на основе выбора тех традиций, на которые в первую очередь следует обратить внимание. Исходя из принципов программ «Москва на пути к культуре мира» и «Столичное образование-4», приоритетными для нас становятся толерантность, открытость различным мировым культурам на основе российской духовности и опыта российской истории.
Изучение этих традиций в соответствии с возрастными особенностями также составляет образовательный минимум.
Оба уровня образовательного минимума относятся ко всей структуре программно-проектного обеспечения художественно-эстетической направленности и содержательно наполняют как применяемые образовательные технологии Центра в целом, так и каждого его подразделения, так и каждой учебной группы. Свое отражение они находят в тексте предметных и комплексных образовательных программ студий и содержании возникающих на их основе образовательных и психолого-педагогических исследовательских проектов - и являются примером культурологического подхода к определению образовательного минимума.

2.Сторона развития умственных навыков.
Образовательные программы, организуемые на уровне макротехнологии программой «Наша Земля – наше наследие»- 2006-2010, предлагают различные методики, а соответственно организуют различные микротехнологии освоения образовательного материала. Некоторые из них используют проектные методы обучения, некоторые строятся на основе репродукции знаний и умений. В соответствии с этим в текстах этих программ определяются прогнозируемые результаты по каждой из них (см. Приложение1). Образовательный минимум программы «Наша Земля – наше наследие»-2006-2010 не является простой суммой перечисленных результатов. Методология программы выстроена таким образом, что предоставляет обучающимся в Центре выйти на уровень предпрофессионального творчества и зрительской (слушательской, читательской, шире говоря, коммуникативной) компетентности. Это обеспечивается системной организацией программы, включающей в себя возможности для детей повышать уровень образовательных притязаний при переходе в учебные группы более старшего возраста и более высокоуровневых (с точки зрения прогнозируемого результата обучения) технологий. Также это обеспечивается той проектной деятельностью, которая ведется на основе программы (Как пример: только конференций проектно-исследовательской деятельности организуется 3: по декоративно-прикладному творчеству, по литературоведению, по истории искусства костюма).
Образовательный минимум со стороны развития умственных навыков может быть рассмотрен с трех позиций:
•    с точки зрения возможности включения ребенка в образовательную технологию учебной проектно-исследовательской (применительно к художественному творчеству мы иногда говорим о учебно-продуктивной деятельности);
•    с точки зрения овладения предпрофессиональной компетентностью;
•    с культурологической точки зрения.

Все эти точки зрения (имея свои собственные методики анализа образовательного результата) приводят нас к образу выпускника программы «Наша Земля – наше наследие»- 2006-2010:
1.Выпускник имеет опыт обучения по учебной проектно-исследовательской образовательной технологии;
2.Выпускник обладает предпрофессиональной компетентностью в выбранном виде художественного творчества;
3.Выпускник способен к вдумчивому и эстетически обоснованному восприятию произведения искусства или литературы.


В образовательном комплексе на ребенка оказывают образовательное воздействие как предметные образовательные программы, по которым он занимается, так и:
•    взаимосвязь программ (если он обучается, например, по интегрированной или комплексной программе),
•    взаимосвязь образовательных модулей (если мы имеем дело с модульной программой),
•    образовательные проекты, создаваемые в рамках программы «Наша Земля – наше наследие»- 2006-2010.
Программа «Наша Земля – наше наследие»-2006-2010 определяет методологическую основу для разработки образовательного минимума, который отражается в создаваемых и реализуемых на ее основе программах и проектах.

Базовый образовательный минимум программ художественно-эстетической направленности, таким образом, определяется, прежде всего из содержания предметной образовательной деятельности с учетом и исходя из следующих позиций: 

•    патриотическая ориентация учебно-воспитательного материала образовательных программ и проектов; нацеленность на развитие  открытости различным мировым культурам на основе российской духовности и опыта российской истории;
Имеется в виду, во-первых, обоснование соответствующего образовательного материала, учебной дидактики с позиций патриотического воспитания и, во-вторых, отражение программного содержания в реализуемых в Центре образовательных проектах. Например, подбор материала для учебного исследования по одной из предметных программ студии декоративно-прикладного творчества и отражение содержания этого исследования в проекте конференции всей студии (патриотическое содержание идеи «темы года»)
•    историко-культурологическая насыщенность предметов обучения и широта охвата во времени и в пространстве феноменов культуры по выбранному виду художественной деятельности;
Т.е. общекультурный кругозор обучающихся по данному виду искусства – не просто овладение, например, техникой рисунка, но и знания по мировой истории изобразительного искусства в соответствии с возрастом и, как возможность,  параллельно с практическим курсом
•    предоставление детям и подросткам возможности  участия в учебной проектно-исследовательской (учебно-продуктивной) деятельности;
Это в первую очередь относится к предметным программам с элементами проектной образовательной технологии, но на уровне ознакомления с происходящими в Центре образовательными мероприятиями может касаться любой образовательной программы
•    создание условий для формирования предпрофессиональной компетентности в выбранном виде художественного творчества;
В большинство предметных программ может быть включено учебное содержание по знакомству детей с миром профессий, близких выбранному ими виду творчества, а некоторые программы могут поставить предпрофессиональное обучение в качестве одной из основных задач
•    приобретение опыта анализа и эмоционального прочувствования художественного произведения.
И собственные, создаваемые детьми произведения, и произведения мастеров, с которыми они знакомятся на занятиях – предмет для саморефлексии и анализа.

Параметры и ценности проектируемой воспитательной среды художественного образования во Дворце

Как видим, образовательный минимум художественно-эстетической направленности Дворца имеет непосредственное отношение к параметрам и ценностям проектируемой воспитательной среды.
Само название программы, как уже отмечалось выше, подсказывает и ассоциируется у детей (по этому поводу сотрудниками методкабинета проводились соответсвующие исследования) с понятиями: Родина, ответственность перед предками, перед отечественной культурой, перед родным языком, литературой, искусством. Приведу развернутую цитату выдающегося российского философа конца 20-го – нач.21-го века Александра Панарина:
«Что такое слово родной культуры? Это отнюдь не нейтральная информация, которую можно исчислить в битах… В этом смысле слово нашей литературной классики [а от себя добавим, что любой феномен культуры мы в след за Ю.Лотманом рассматриваем как текст – и произведение русского классического искусства могут служить в воспитании подрастающего поколения этим самым «словом», чувственным образом русской культурной традиции] – столь же рационально, сколь и чувственно: оно охватывает всё наше существо, аффицирует и привязывает нас. Только ощутив эту особенность русской классики, мы проникнемся откровением М. Хайдеггера, сказавшего, что «язык – дом бытия»..
…И только вооружившись этим наследием – мы способны выступать субъектами общения, активными интерпретаторами встречающихся нам человеческих типов; без этой вооруженности мы обречены быть только объектами чужого восприятия и чужой оценки.
Таким образом, национальная культурная традиция не есть нечто потустороннее нашей чувственности, напротив, она есть подлинная герменевтика чувственности, высвечивающая в нашем существе источники особых эмоций, избранных точек чувствительности. В этом, собственно, и заключена тайна культурной антропологии; последняя всегда имеет в виду не обезличенного «естественного человека», а человека, чувствительность и чувственность которого сформированы определенного рода культурой – совокупностью «текстов», которые освоены им с детства и стали основой его психологической и моральной избирательности…» (А. Панарин).
Некоторые наши коллеги задавали вопрос: почему программа художественного образования носит такое название, почему в названии не делается акцента именно на художественном творчестве.
Александр Панарин дает исчерпывающий ответ: Русская культурная, художественная традиция и «Наша земля» - суть две стороны Личности, которая и является в конечном счете прогнозируемым результатом нашей программы.
Воспитание такой личности невозможно без её активного включения в процесс творческой саморефлексии, а соответственно и педагогической саморефлексии профессионалов, участвующих в реализации данной программы. Это и есть основная технологическая составляющая, одновременно критерий результативности программы «Наша земля – наше наследие».
На методическом уровне программа призвана наметить механизмы для организации такой саморефлексии. Уже сейчас можно говорить о том, что в этом направлении многое сделано.
Подходящая к своему завершению программа «Наша земля – наше наследие» - 2002-2010 в качестве важного методического результата имеет следующие сформировавшиеся технологические параметры художественного образования во Дворце:
•    Система художественного образования открыта как на уровне информационного обеспечения, так и на уровне социокультурного проектирования (Активно используются различные, в том числе интерактивные информационные технологии; художественные коллективы активно участвуют в процессе проектирования: проект «В добрый час!», проекты студии искусства звучащего слова, проекты на основе применения ОТ учебно-исследовательской деятельности, открытые социокультурные мероприятия Центра, интегрирующие большинство художественных профилей Дворца. Педагоги также  подключаются к инициируемым другими подразделениями и организациями социокультурным проектам);
•    Развиваются организационно-управленческие технологии, позволяющие оптимально использовать взаимосвязь административного и общественно-коллегиального управления деятельностью Центра и находить пути реализации утвержденного образовательного минимума направленности (Регулярно действуют Методический и Художественный советы ЦХО, на педагогических советах рассматриваются актуальные вопросы методического обеспечения и художественной стратегии Центра; административное управление осуществляется в условиях открытого сообщества педагогов, детей, родителей, сотрудников обеспечивающих служб и педагогического менеджмента)
•    Организуются, методически и психолого-педагогически обеспечиваются мероприятия, направленные на интеграцию подразделений художественно-эстетической направленности и способствующие активному включению детей в творческую жизнь центра художественного образования: обсуждения (очные и через виртуальную информационную сеть центра) произведений обучающихся; проектирование совместных конкурсов-соревнований по освоению культурологических основ и прикладных навыков художественного творчества; организация культурно-досуговой деятельности и пр.

Задачи для новой редакции программы:

1.    Продолжить работу по организационно- и информационно-методическому обеспечению системы художественного образования во Дворце, развивая и пропагандируя сформировавшиеся параметры и систему ценностей воспитательной среды художественно-эстетической направленности МГДД(Ю)Т;
2.    Организовать (используя ресурсы, полученные в ходе реализации программы «Наша земля – наше наследие» - 2002-2010) регулярно действующую структуру (выбрав оптимальный формат: методическое объединение, педагогический семинар, интерактивный сайт в Интернете, открытая рабочая группа и т.п.) по исследованию и методическому обеспечению воспитательной среды художественного образования в МГДД(Ю)Т
3.    Изыскать и задействовать потенциально возможные ресурсы для включения в реализацию программы сотрудников Дворца, имеющих профессиональное отношение к художественно-эстетической направленности образовательной деятельности МГДД(Ю)Т

Категория: Статьи методического кабинета ЦХО МГДД(Ю)Т | Добавил: defaultNick (06.10.2010) | Автор: Лебедь Н. Н. E W
Просмотров: 3040 | Комментарии: 3 | Теги: наша земля наше наследие, новая редакция | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 1
1 defaultNick   (05.09.2013 17:34)
Презентация ЦХО МГДД(Ю)Т на Педсовете 28.08.2013

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]